Новокузнецкий драматический театр

Проспект Металлургов, 28

Тел. кассы (3843)74-30-43

Андрей Ковзель

Окончил Екатеринбургский театральный институт в 2002 г. В Новокузнецком драматическом театре с 1995 г. Почетная грамота Министерства культуры и Российского профсоюза. Премия "Триумф", 2005г.

В мае 2012 года  Андрей Ковзель стал лауреатом II Межрегионального фестиваля-конкурса Ново-Сибирский транзит в номинации «Лучшая мужская роль второго плана».  Эту награду на  престижном театральном фестивале артист Новокузнецкой драмы получил за  исполнение роли Тима  в спектакле Петра Шерешевского  «Откровенные полароидные снимки».

В художественной структуре этой пьесы Марка Равенхилла каждая из шести ролей – роль первого плана, каждый персонаж проходит через схватку с судьбой.  Но Тим – единственный из них, кому автор (а вслед за ним и режиссёр) подарил возможность  коснуться бессмертия. Андрей Ковзель с мощью подлинного трагизма приводит своего героя к любви,  преодолевшей смерть. В спектакле сцена торжества любви над смертью звучит как бы в ответ на  отчаянную просьбу Виктора о любви хотя бы как  «опере», как иллюзии, - с исключительной поэтичностью: замкнутое пространство  размыкается и открывает перспективу ярко освещённого зрительного зала, в глубину  которого уходит  Тим … в колпаке паяца.  Затем образ плавно растворяется в пространстве, над пустотой зрительских кресел грустно нависает один  колпак.  Сцена метафорична и элегически красива. В ней нет пафоса, но нет и окончательной безнадёжности. Через ужасы страданий и безысходность предсмертного одиночества Андрей  Ковзель тонко ведёт своего героя к любви и сочувствию, пусть в такой театральной и несколько ироничной форме.  Опытный артист, богато оснащённый технически, любимец публики, умеющий сорвать аплодисменты в любом появлении на сцене, в роли Тима Ковзель работает как большой трагический артист, создающий масштабную личность. В итоге исполнитель преодолевает частности сюжета и подробности биографии  персонажа, поднимаясь к философскому обобщению о жизни и судьбе, о любви и бессмертии.


В репертуаре артиста не раз были такие роли, когда он создавал многозначные  глубокие высказывания или  приближался к ним.  Андрей Ковзель  обладает удивительно яркой индивидуальностью. Каждый из его героев неповторим и достоверен, заразителен и неожидан. В своём творчестве артист  неистощим на импровизацию. И положительные, и отрицательные персонажи, и главные, и эпизодические герои в его исполнении неизменно получают  полнокровный объём и  лёгкость существования на сцене. Репертуарный лист артиста содержит список ролей мирового репертуара: шекспировские Ричмонд и Гамлет, чеховские Треплев и Кирилин, булгаковские Аметистов и Брандевуан, Леандр и Труффальдино Карло Гоцци, Тоффоло Карло Гольдони, а также герои А.Н.Островского и Ж.Б.Мольера – вот имена лишь некоторых персонажей, воплощённых артистом на сцене. Любовь и вкус  к игре, сценическое обаяние и пластичность,  способность органично преобразовать любую  режиссуру в плоды своей фантазии позволяют  ему с одинаковой точностью играть роли  разных жанров и стилей.

Соединение озорства, любви к сцене  и высокой профессиональности рождает
неподражаемый эффект, вызываемый игрой артиста. В комедии «Примадонны» Андрей Ковзель остроумно использует приём пластического контраста между скучной действительностью и представлениями доктора Майерса о самом себе, создавая совершенно парадоксальный характер. В комедии  «Сваха» сцены с его клерком Корнилиусом  абсолютно неотразимы. Трагикомический бунт Корнилиуса являет свободную композицию  театральной игры  и  пластической  метафоры, юмора  и  глубины содержания.

Одна из самых колоритных его  ролей  - Аметистов в «Зойкиной квартире». В исполнении  Ковзеля  этому проходимцу и авантюристу, в любой маске чувствующему себя как рыба в воде, недостаёт в жизни сферы приложения для его природного, каскадом рвущегося к зрителю артистизма. Виртуозная лёгкость артиста,  ирония и жизнерадостный посыл неизменно передаются публике.


Андрею Ковзелю, как и всякому театральному артисту, далеко не всегда выпадает материал глубокой драматургической насыщенности. Однако он из любой роли умеет смастерить праздник – для себя и своего зрителя. Роман с публикой у Андрея Ковзеля  взаимный, и они могут увести друг друга  в любом направлении. В спектакле «Бродвей» сквозь гротескные черты служителя сцены Уорнера Персола артист поначалу чётким подтекстом проводит мысль о трагизме жизни, всецело отданной театру,  но  к финалу свой  рисунок образа артист  перенасыщает чистейшим комизмом – вероятно, чтобы не огорчить публику излишней печалью. Хотя, повторяю, он  умеет вызвать потрясение на любом материале. Понятие клоунады ведь есть не только в цирке, но и в драматическом театре: клоуном называют артиста, который умеет всё, и прежде всего – осчастливить зрителя. Незабываемыми для публики стали и его весельчак  Арлекин  в  «Балаганчике» Блока, совершивший прорыв в другую реальность, и  измученный фантомами творчества умирающий комедиограф  и хитрец Скапен в  комедии Мольера «Плутни Скапена», и несколько образов, созданных артистом  в мольеровском же «Дон Жуане», где эпизод с его Нищим, пожалуй, самый  проникновенный в спектакле.

Продолжительность пути артиста Андрея Ковзеля в его единственном театре – Новокузнецком – практически исчисляется уже двумя десятилетиями. Но каждую из своих ролей он играет словно впервые. И каждый раз,  наблюдая за ним  на сцене, хочется повторить вслед за поэтом: «Талант – единственная новость, которая всегда нова».

Читать далее »

Работы

  • Е. Шварц «Снежная королева» / Принц Клаус (1995)
  • А. Линдгрен «Пеппи длинный чулок» / Блом (1995)
  • А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» / Кот Базилио (1997)
  • Ж. Мольер «Лекарь по неволе» / Валер – слуга Жерона (1997)
  • Хуан Хосе Алонсо Мильян «Цианистый калий…с молоком или без?» / Льермо-бесплодный (1998)
  • Т. Габбе «Волшебные кольца Альманзора» / Садовник Зинзивер (1998)
  • В. Шекспир «Два веронца» / Разбойник (1998)
  • В. Шекспир «Ричард III» / Генрих (1999)
  • Н. Гоголь «Ревизор» / Иван Кузьмич Шпекин (1999)
  • Ф. Достоевский «Село Степанчиково и его обитатели» / Обноскин Павел Семенович (1999)
  • М. Ворфоломеев «Окопы» / Пятаков Никита (2000)
  • М. Булгаков «Полоумный Журден» / Брэндавуан (2000)
  • Л. Корсунский «Маленький Мук» / Белобрысый придворный (2000)
  • Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано» / Риккардо (2001)
  • С. Маршак «Горя бояться – счастья не видать» / Иван Тарабанов (2001)
  • В. Шекспир «Сон в летнюю ночь» / Пэк — добрый малый Робин (2001)
  • В. Гомбрович «Ивонна, принцесса Бургундии» / Кирилл — друг принца (2002)
  • Гольдони «Кьоджинские перепалки» / Тоффоло – лодочник (2002)
  • Г. Андерсен «Огниво» / Ведьма, Фрейлина, Палач (2002)
  • К. Гоцци «Любовь к трем апельсинам» / Труфальдино (2002)
  • А. Островский «Гроза» / Тихон Иваныч Кабанов (2003)
  • Р. Куни «Он, она, окно…оно» / Официант (2004)
  • В. Ольшанский «Барин, Полина и Петух» / Покойный повар (2004)
  • К. Чуковский «Муха-Цокотуха» / Комарик (2004)
  • А. Чехов «Чайка» / Константин Гаврилович Треплев (2004)
  • Н. Гоголь «Игроки» / Алексей (2004)
  • В. Астафьев «Прости меня» / Старшина Шестопалов (2005)
  • В. Шекспир «Гамлет» / Гамлет (2005)
  • Джон Стейнбек «Люди и мыши» / Рослый (2006)
  • По мотивам саамских сказок «Маленькая метель» / Тирв (2006)
  • Ален Рейно-Фуртен «Французская кадриль» / Поло (2007)
  • А. Галин «Звезды на утреннем небе» / Николай (2007)
  • А. Блок «Балагнчик» / Арлекин (2008)
  • Марк Камолетти «Гарнир по-французски» / Робер (2008)
  • По рассказам А.П. Чехова «Кляксы» / Доктор, Григорий (2008)
  • С. Белов «Здравствуйте, я ваша…теща» / Геннадий (2009)
  • Людвиг Кен «Примадонны» / Доктор Майерс (2009)
  • Н.В. Гоголь «Женитьба» / Кочкарев (2009)
  • А.П. Чехов «Дуэль» / Кирилин (1-й секундант) (2009)
  • П. Гладилин «Пантера» / 2-й грузчик (2010)
  • М. Булгаков "Зойкина квартира" / Александр Тарасович (2010)
  • Ж.-Б. Мольер "Плутни Скапена" / Скапен (2010)
  • С. Маршак "Двенадцать месяцев" / Канцлер (2010)
  • по мотивам фильма В.Аллена "Бродвей"/Уорнер Персол (2011)
  • Т.Уайлдер "Сваха"/Корнилиус Хэкл (2011)
  • К.Чуковский "Муха-Цокотуха"/Комар (2011)
  • М. Равенхилл "Откровенные полароидные снимки"/Тим (2011)
  • А. Володин "Происшествие, которого никто не заметил" / Доктор, молодой человек, конферансье (2012)
  • Ж.-Б. Мольер "Дон Жуан" / Каменный гость, Нищий, отец Дон Жуана, Пьеро (2012)
  • Ю. Энтин, В. Ливанов "Бременские музыканты" / Осел (2012)
  • Ю.Муравицкий "Одноклассники.Точка"/Миша (2012)
  • Б.Синкин "Кот в сапогах"/Кот-хулиган (2012)
  • Т. Безменова "Шоколад и К"/2013
  • К.Гольдоне "Слуга двух господ"/Флариндо (2013)
  • А. Островский "Таланты и поклонники"/Бакин (2013)
  • К.Тихонова "Летучий корабль"/Водяной(2013)
  • А. Чехов "Иванов"/Иванов (2014)
  • С.Моэм "Виват, Виктория!"/Пейтон (2014)
  • Э.Гофман "Щелкунчик"/Папа Король (2014)
  • М. Салтыков-Щедрин "Господа Головлёвы"/Порфирий Владимирович (2015)
  • И. Васьковская «Мой мужик на Севере» /Коля (2016)
  • В. Маяковский «Тринадцатый апостол»/ апостол (2016)
  • П. Ершов «Конек-горбунок»/ венецианский купец, глашатай (2016)
  • М. Досько «Лондон» / артист хора (2016)
  • П. Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро»/граф Альмавива (2016)