Новокузнецкий драматический театр

Проспект Металлургов, 28

Тел. кассы (3843)74-30-43

Елена Амосова

Окончила Новосибирское театральное училище в 1989 г. и Кемеровский государственный университет культуры и искусства в 2006 г. В Новокузнецком драматическом театре с 1989 г. Почетная грамота Министерства культуры и Российского профсоюза. Медаль «За служение Кузбассу». В 2010г. присвоено звание "Лауреат премии Кузбасса". В феврале 2013 года указом Президента России присвоено звание заслуженной артистки России.

В феврале 2013 года актрисе Новокузнецкого драматического театра Елене Ходоренко (сценический псевдоним - Амосова) присвоено почётное звание заслуженной артистки РФ.

Индивидуальность актера и весь его облик для зрителя чаще всего имеет решающее значение.  Неслучайно титры многих  фильмов начинаются не с названия, а представления имен актеров. Зритель  воспринимает прежде всего актера – как в кинематографе, так и в театре. И, если артист обладает яркой индивидуальностью, это может стать эквивалентом его таланта. Явление этих двух составляющих в одном актере – исключительное счастье и  поистине дар Божий. Вот к таким счастливчикам и относится Елена Амосова, артистка Новокузнецкого драматического театра.  Она в полном смысле слова украшает сцену этого театра около четверти века - с 1989 года.

 В  какой бы  роли ни была занята Елена Амосова, она мгновенно обращает на себя внимание – и по причине превосходных внешних данных  (прекрасная прямая осанка, высокий рост, выразительное лицо, хорошо поставленный голос), и по причине  сценического обаяния в сочетании с  драматическим талантом. И ещё – Елена удивительно  пластична на сцене, ее движения – отдельная тема. Когда  видишь задатки гармоничности  в молодых артистах, поневоле задаешь себе вопрос: сколько должно пройти времени, чтобы они научились двигаться, как Амосова? Или это все же не вопрос опыта и с этим рождаются?

Все работы актрисы отличаются особой глубиной, экспрессией
энергетического посыла  и жанровым многообразием. Ей с блеском удается раскрывать не только своих героинь и позицию  режиссера, но и неуловимое привнесение собственной интерпретации, словно каждый образ она сопровождает шлейфом своей женственности. Каждая роль высвечивает новую грань  дарования артистки. Она играет легко, сочно, эффектно, с присущей её дарованию  особенностью  создавать и  масштабное полотно, и тонкий подробный рисунок.

Можно назвать любые роли  Амосовой,  и  все они окажутся из числа незабываемых. Ее маргинальная героиня Клара в драме А. Галина «Звезды на утреннем небе» цинична лишь внешне:  с тонким  сочувствием к этой заблудшей душе актриса находит для  нее психологическое оправдание.  Переплетением высочайшего трагизма с нервной парадоксальностью покинутой женщины  пронизана роль Грю  в драме «Сон об осени»  Юна Фоссе. В этом спектакле артистка блестяще проявилась как мастер сценических обобщений, соединяя в финальном аккорде облик неумолимой богини судьбы Парки и реальной женщины с неудавшейся судьбой. Объем не сложившейся жизни и женского коварства  респектабельной красавицы Мамаевой  во всем многообразии проявлений воплощен Еленой  в памфлете А.Островского «На всякого мудреца довольно простоты».
В  спектакле «Старший сын» есть эпизод, где Елена Амосова являет собою живую статую Девушки с кувшином, несколько долгих минут неподвижно сидящую на авансцене. Весь драматизм происходящего концентрируется в статичном облике этой живой метафоры времени и судьбы, угаданной артисткой  с безошибочным душевным чутьем. В этом же спектакле Амосова играет и Макарскую, органично сочетающую дерзость и романтичность, кокетливость и  одиночество. Творческий диапазон Елены Амосовой  свободно включает в себя  и заразительное юмористическое начало, как это происходит в комедиях  «Гарнир по-французски», «Здравствуйте, я Ваша …теща!», «Одолжите тенора».

Когда-то сцена стала  призванием для девочки из города Барабинска, единственного ребенка в семье, которому  мама прочила основательное будущее бухгалтера или хотя бы учительницы, но Лена с шести лет самозабвенно занималась танцем, а потом и вовсе отправилась учиться на артистку. Она выбрала свой путь сама, и этот путь привел ее к  необходимости быть сильной, преодолевать преграды, оставаться красавицей  и жить с гордо поднятой головой.  Наверное, поэтому она любит воплощать на сцене неоднозначные характеры и сегодня наиболее близкая ей героиня – это Камилла из остросюжетного детектива «Смертельное убийство» Дэвида Фоули.

А образ звезды Бродвея Хелен Синклер (спектакль «Бродвей») стал своеобразным символом безоглядной  любви актрисы к театру и стойкости в преодолении противоречий на пути к вершинам профессии.

Читать далее »

Работы

  • М. Эннекен, М. Мэйо «Не ходи с чужой женой в ресторан, даже завтракать» / Кэтт Гаррисон (1989)
  • Р. Солнцев «Супер» / Таня (1990)
  • С. Лобозеров «Коммерсанты» / Соня (1990)
  • Тирсо де Молина «Дон Хиль зеленые штаны» / Инэс (1990)
  • Д. Патрик «Дорогая Памела» / Глория (1991)
  • А. Чехов «Три сестры» / Наталья Ивановна (1991)
  • А. Грин «Алые паруса» / Женщина (1991)
  • А. Бонди «Лев Гурыч Синичкин» / Мими (1993)
  • С. Моэм «Женское постоянство» / Марта Колвер (1994)
  • Памела Траверс «Мэри Поппинс» / Мэри Поппинс (1994)
  • В. Шекспир «Укрощение строптивой» / Катерина (1996)
  • Ф. Достоевский «Подросток» / Олимпиада, Альфонсина (1996)
  • А. Толстой «Любовь – книга золотая» / Наташа (1996)
  • С. Моэм «Недосягаемая» / Мод Фултон (1997)
  • А. Островский «Жизнь и мечты Миши Бальзаминова» / Анна Прокловна Пионова, Капа (1997)
  • Хуан Хосе Алонсо Мильян «Цианистый калий…с молоком или без?» / Марта (1998)
  • Т. Габбе «Волшебные кольца Альманзора» / Апрелия (1998)
  • Оноре де Бальзак «Грехопадение» / Андриенна (1998)
  • В. Шекспир «Два веронца» / Джулия (1998)
  • Гофман «Щелкунчик» / Перлипат (1998)
  • Ж. Ануй «Оркестр» / Эрмелина (1999)
  • Н. Гоголь «Ревизор» / Февронья Петровна Пошлепкина (1999)
  • А. Пушкин «Пушкинский бал» / Истомина (1999)
  • Ф. Достоевский «Село Степанчиково и его обитатели» / Татьяна Ивановна – богатая невеста (1999)
  • М. Булгаков «Полоумный Журден» / Госпожа Дебри (2000)
  • Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано» / Диана (2000)
  • Н. Гоголь «Мертвые души» / Софья Ивановна (2001)
  • Ж. Ануй «Оркестр» / Леона (2001)
  • С. Маршак «Горя бояться – счастья не видать» / Анфиса (2001)
  • В. Шекспир «Сон в летнюю ночь» / Елена, влюбленная в Деметрия (2001)
  • Л. Разумовская «Сестра моя русалочка» / Принцесса (2002)
  • Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора» / Молодая актриса (2002)
  • Гольдони «Кьоджинские перепалки» / Орсетта (2002)
  • К. Гоцци «Любовь к трем апельсинам» / Клариче – принцесса, племянница короля (2002)
  • В. Гомбрович «Ивонна, принцесса Бургундии» / Иза – придворная дама (2003)
  • Б. Заходер, В. Клемовский «Крылья Дюймовочки» / Жаба (2003)
  • Р. Куни «Он, она, окно…оно» / Глэдис – интересная дама средних лет (2004)
  • В. Ольшанский «Барин, Полина и Петух» / Покойная француженка (2004)
  • К. Чуковский «Муха-Цокотуха» / Муха (2004)
  • В. Шекспир «Гамлет» / Розенкранц (2005)
  • В. Астафьев «Прости меня» / Смерть (2005)
  • Р. Куни «Слишком женатый таксист» / Барбара Смит (2006)
  • Джон Стейнбек «Люди и мыши» / Жена Кудрявого (2006)
  • А. Галин «Звезды на утреннем небе» / Клара (2007)
  • Ален Рейно-Фуртен «Французская кадриль» / Катя (2007)
  • Лопе де Вега «Собака на сене» / Диана (2007)
  • Франсис Вебер «Ужин дураков» / Марлен (2007)
  • Юн Фоссе «Сон об осени» / Грю (2007)
  • А. Островский «На всякого мудреца довольно простоты» / Мамева (2008)
  • По рассказам А.П. Чехова «Кляксы» / Софья Павловна, Анна Семеновна (2008)
  • Марк Камолетти «Гарнир по-французски» / Жаклин (2008)
  • С. Белов «Здравствуйте, я ваша…теща» / Алка (2009)
  • А. Вампилов "Старший сын" / Макарская (2010)
  • по мотивам фильма В.Аллена "Бродвей"/ Хелен Синклер (2011)
  • К. Чуковский "Муха-Цокотуха"/Бабочка (2011)
  • Д. Фоули "Смертельное убийство"/Камилла (2012)
  • Кен Людвиг "Звездный час" /Мария (2012)
  • А.Островский "Волки и овцы"/Купавина
  • Т. Безменова "Шоколад и К"/2013
  • Э. де Филиппо "Авантюристы"/Беттина (2013)
  • А. Островский "Таланты и поклонники"/Смельская (2013)
  • Д. Урбан "Все мыши любят сыр"/Лиди (2014)
  • Э. Гофман "Щелкунчик"/Мама Королева (2014)
  • У. Теннесси «Трамвай «Желание»» Бланш Дюбуа (2015)
  • А. Пушкин "Сказка о царе Салтане"/Бабариха (2015)
  • В. Шукшин «Всякое бывает»/ Продавщица (2016)
  • Кен Кизи «Полет над гнездом кукушки» / сестра Рэтчед (2017)