Новокузнецкий драматический театр

Проспект Металлургов, 28

Тел. кассы (3843)74-30-43

Илона Литвиненко

Окончила Екатеринбургский Государственный театральный институт в 1999 г. В Новокузнецком драматическом театре с 1996г. Почетная грамота Министерства культуры и Российского профсоюза. Лауреат премии А. Боброва

Есть имена, как душные цветы, и взгляды есть, как пляшущее пламя... - этот гениальный цветаевский типаж молодых роковых красавиц внешне очень соответствует облику актрисы Новокузнецкой драмы Илоны Литвиненко. Высокая, яркая, колоритная, как Софи Лорен в молодости, она словно призвана воссоздать на сцене галерею инфернальных «девушек в цвету». Но, как и все в жизни (тем более - в театре), это и так, и не совсем так. Поскольку героини актрисы многообразнее.

Неожиданность подстерегает зрителя, даже когда в основе роли - символический облик роковой Кармен - Влюбленной и Маски в блоковском «Балаганчике». Сквозь огненный вихрь колдовской свободы чувств и масочной условности в исполнении актрисы угадывается естественный оттенок простодушия, ожидания и сомнений.

Вот ее Агафья Тихоновна, которая со дня первого представления гоголевской «Женитьбы» на новокузнецкой сцене находит живой отклик в зрительских сердцах своей доверчивой открытостью и абсолютной современностью. Атрибуты и антураж эпохи не совпадают, а сердце образа абсолютно сегодняшнее. Разумеется, если говорить не только о самоуверенных и видавших виды деловых девушках, но и о тех, кого во все времена называют домашними. Смешные и трогательные в своей наивности, они вовсе не обязательно представляют собой тип невзрачных замарашек, напротив, могут быть и яркими красавицами, как героиня Илоны Литвиненко. Чем агрессивнее общественные нравы, тем многочисленнее эти девушки. Это их тени мечутся по сцене вместе с Агафьей Тихоновной, это они верят картам (или прогнозам гороскопов), они послушно внимают свахам, доморощенным сводням или просто дворовым кумушкам. А вот ее испанка Магдалена из мрачного «Дома Бернарды Альбы» - красивая, независимая и гордая, поначалу бунтующая, а потом сломленная наследница матери, утратившая живые черты.
В лирической комедии «Пантера» по пьесе Петра Гладилина героиня Илоны Литвиненко проходит сложный путь развоплощения и очеловечивания - от фурии и хищницы Пантеры до влюбленной и искренней Зинаиды Ивановны.

Если уточнять главную театральную тему Илоны Литвиненко, то и Офелия, и Нина Заречная, и Катерина из «Грозы», и булгаковская Зойка с ее квартирными мистификациями - это все многочисленные вариации одной большой темы не сложившейся женской судьбы.

 Творческая судьба актрисы складывалась тоже совсем не гладко. Поначалу режиссеры видели ее исключительно в образах характерных героинь: Марья Антоновна, Домна, Белотелова - таковы были первые работы Илоны. Назначение на роль леди Анны в «Ричарде III» стало риском и для режиссера, и для актрисы. Но риск был оправдан, и роль состоялась. Она была соткана из нитей чистоты и невинности с добавлением прочной трагической основы. Еще более ощутимый поворот произошел на шестом году ее служения новокузнецкой сцене - в 2001 году, когда она сыграла Падчерицу в спектакле «Шесть персонажей в поисках автора». Соприкосновение со сложной драматургией Пиранделло раскрыло в актрисе новые интеллектуальные и профессиональные грани. По ее собственному признанию, она словно почувствовала некий щелчок, открывший ей не только глубину образа, но и какие-то технические моменты. Свое актерское счастье она испытает через несколько лет, создавая заглавный образ чеховской «Чайки», проецируя надломленность героини через призму богатейшей пластической партитуры.

Уже более  полутора десятилетий Илона Литвиненко - одна из ярчайших знаковых фигур труппы театра. Но ее обращение в актерскую религию состоялось много раньше, когда она еще девочкой играла в театре детского творчества «Юность», созданном при Новокузнецком драматическом театре. Затем были незабываемые уроки актерского мастерства и хорошего вкуса мастера актёрского  курса  Екатеринбургского  театрального института Вячеслава Ивановича Анисимова.

И потом - театр, который стал для нее жизнью, а не профессией. Муж Илоны - тоже артист, но своёй дочери она оставляет свободу выбора - в будущем. Она удивительно открытый и прямодушный человек - из тех, кто говорит то, что думает. Но при этом она умеет вести диалог не только на сцене. Свою главную заповедь актриса восприняла от матери:  какую энергию излучаешь, ту и получаешь. Актриса с улыбкой признается: «Я настолько жадная до работы!.. Один режиссер мне говорил, что театр меня сожрет, если я не остановлюсь...» Но останавливаться актрисе и в голову не приходит. Ее талант молод, красота притягательна, а сценическая тема неисчерпаема.

Читать далее »

Работы

  • А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» / Черепаха Тортила (1997)
  • А. Островский «Жизнь и мечты Миши Бальзаминова» / Капочка (1997) 
  • А. Толстой «Любовь – книга молодая» / Санька (1997) 
  • Т. Габбе «Волшебные кольца Альманзора» / Августа (1998) 
  • В. Шекспир «Два веронца» / Сильвия (1998) 
  • В. Шекспир «Ричард III» / Леди Анна – вдова Эдуарда (1999)
  • Н. «Ревизор» / Марья Антоновна (1999) 
  • Ф. Достоевский «Село Степанчиково и его обитатели» / Настенька – гувернантка (1999) 
  • Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано» / Лючия – служанка (2000) 
  • Н. Гоголь «Мертвые души» / Фетинья (2001) 
  • С. Маршак «Горя бояться – счастья не видать» / Настя (2001) 
  • В. Шекспир «Сон в летнюю ночь» / Гермия, влюбленная в Лизандра (2001) 
  • Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора» / Падчерица (2001) 
  • А. Чехов «Вишневый сад» / Дуняша (2002) 
  • Гольдони «Кьоджинские перепалки» / Лучетта, сестра падрона Тони (2002) 
  • К. Гоцци «Любовь к трем апельсинам» / Антиподов (2002) 
  • Ж. Ануй «Антигона» / Исмена (2003) 
  • А. Островский «Гроза» / Катерина (2003) 
  • Р. Куни «Он, она, окно…оно» / Джейн Уорзингтон (2004) 
  • К. Чуковский «Муха-Цокотуха» / Бабочка (2004)
  • А.П. Чехов "Чайка" / Нина (2004)
  • В. Астафьев «Прости меня» / Лида, медсестра (2005) 
  • В. Шекспир «Гамлет» / Офелия, дочь Полония (2005)
  • Р. Куни «Слишком женатый таксист» / Барбара Смит (2006) 
  • Джон Стейнбек «Люди и мыши» / Жена Кудрявого (2006) 
  • По мотивам саамских сказок «Маленькая метель» / Пурга (2006) 
  • А. Галин «Звезды на утреннем небе» / Лора (2007) 
  • Ален Рейно-Фуртен «Французская кадриль» / Кики (2007) 
  • А. Блок «Балаганчик» / Влюбленная (2008) 
  • По рассказам А.П. Чехова «Кляксы» / Мария Андреевна, Надежда Петровна (2008) 
  • Н.В. Гоголь «Женитьба» / Агафья Тихоновна (2009) 
  • Людвиг Кен «Примадонны» / Флоренс Снайдер (2009) 
  • О. Николаева «Праздник Друзей» / Божья коровка Мила (2009) 
  • П. Гладилин «Пантера» / Пантера (2010)
  • Ф.Г. Лорка "Дом Бернарды Альбы" / Магдалена (2010)
  • М. Булгаков "Зойкина квартира" / Зоя Денисовна (2010) 
  • Ж.-Б. Мольер "Плутни Скапена" / Нерина (2010)
  • М.Гавран "Все о женщинах" (2012)
  • Т. Безменова "Шоколад и К"/2013
  • А. Чехов "Иванов"/Анна Петровна (2014)
  • Д.Патрик "Странная миссис Сэвидж"/Лили-Белл (2014)
  • Сомерсет Моэм "Виват, Виктория!"/миссис Шаттлуорт (2014)
  • М. Салтыков-Щедрин "Господа Головлёвы"/Евпроксеюшка (2015)
  • К. Тихонова "Летучий корабль"/Мамка-нянька (2015)
  • В. Маяковский «Тринадцатый апостол»/ апостол (2016)
  • П. Ершов «Конек-горбунок»/ кобылица (2016)
  • П. Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро»/ графиня Розина (2016)
  • М. Досько «Лондон» / артистка хора (2016)
  • Ж. Б. Мольер «Дон Жуан» / женщина Дон Жуана (2017)
  • Э. Филиппо «Авантюристы» / женщина переулка (2017)
  • И. Жамиак «Господин который»/ Элеонора Дюрок (2016)
  • Лесков Н.С. «Тупейный художник» / Артист (2017)
  • Н.Гоголь "Нос" / Прасковья (2017)