Новокузнецкий драматический театр

Проспект Металлургов, 28

Тел. кассы (3843)74-30-43

Вера Березнякова

Окончила Хабаровское краевое училище культурно-просветительной работы в 1965 г. В Новокузнецком драматическом театре с 1971 г. Почетный гражданин г. Новокузнецка. Медаль "60 лет Кемеровской области"

О театре хочется говорить, как о счастье, - бессвязно и взахлёб. Потому что театр, как и счастье, оставляет в памяти лишь своего рода стоп-кадры, мгновения восторга, которые потом возвращаются в ореоле молодости или тайны. Тургеневское «вспомнишь и лица, давно позабытые» - словно щемящая мелодия из области сокровенных театральных впечатлений.

Много лет Новокузнецкий театр драмы ассоциировался у меня с обликом царственной и непреклонной герцогини Йоркской из шекспировского «Ричарда III». Актриса была незабываема. По силе испепеляющей внутренней страсти, аристократизму движений и красоте осанки сравнить её было не с кем. С тех пор я всегда помнила, что в Новокузнецке есть такая актриса. Потом я увидела её на каком-то театральном форуме и не выдержала, подошла – с изъявлениями восхищения и благодарности. И была воспринята с полной душевной открытостью. В быту она была несколько иная, попроще, конечно, но масштаб личности всё равно сохранялся и прочитывался. Оказалось, что я видела её и в других спектаклях, и тоже впечатление было неслабым, но соотнести эти роли с одной исполнительницей мне и в голову не приходило: её персонажи были не просто незабываемы, они были не сравнимы друг с другом. «Не сравнивай: живущий не сравним», - это в равной степени о людях и персонажах на сцене.

Березнякова Вера Иосифовна, заслуженная артистка РФ, - а речь идёт именно о ней, - секреты своего мастерства если и озвучивает, то исчерпывающе кратко: «Моей кухни не знает никто». Говорить о себе – это не её профессия, все монологи и реплики сказаны её персонажами. Хотя в повседневной жизни театра она очень общительна: нет такой стороны театральной жизни, за которую она бы не переживала. Но перед спектаклем – никаких разговоров, тишина и сосредоточенность во имя сбережения внутренней энергии, предчувствия, что «ангел превращенья снова здесь».

 Актриса служит сцене Новокузнецкого драматического театра с 1971 года. Её профессиональная биография не делится на разные периоды, она сложилась практически в одном театре. Проработав несколько лет после театрального училища в Хабаровском театре драмы, молодая актриса принимает приглашение дирекции Новокузнецкого театра, и с тех пор она дарит этой сцене блеск своего таланта, неповторимость внутреннего мира и силу творческой энергии.

Актриса сильного драматического дарования, Вера Березнякова передаёт со сцены беспрецедентные по глубине и напряжённости страсти, вполне соизмеримые с шекспировскими. Недаром персонажи этого драматурга в исполнении актрисы буквально излучали свет неукротимой индивидуальности и в магическом сиянии влюблённой Титании, и в неостывшем вулкане поистине античного трагизма герцогини Йоркской.

 Какой бы материал ни играла актриса – современный, классический или экспериментальный – она чутко открыта самой важной для неё проблеме сохранения человеческого в человеке вопреки всем преградам. В любой роли Вера Березнякова находит внутренний драматизм, приоткрывает тайну женского сердца. Интуиция помогает актрисе проникать в глубинные пласты женской психологи и передавать тончайшие оттенки проявлений характеров. Темперамент лидера, сценическое обаяние, гибкая пластика и королевская осанка превращают каждую сыгранную ею роль в событие. Сама актриса считает, что получила эту безотчётную власть над зрителем благодаря множеству трагических поворотов в собственной судьбе. Беспокойный ген справедливости, борьбы за правду до сих пор не даёт ей покоя. Её жизненное и творческое кредо звучит по-библейски значительно: «Считаю, что человек должен жить по законам Божьим».

Неисчислимое количество ролей сыграно актрисой, и любая из них являет новую иллюстрацию этого её убеждения - от императрицы Екатерины (А.Толстой «Любовь – книга золотая») до убогой Мартирио (Ф.Лорка «Дом Бернарды Альбы»). Роли мирового репертуара сыграны актрисой в истинно гуманистической интерпретации: светлая жертвенность Ольги (А.Чехов «Три сестры»), сломленная личность Стеллы (Т.Уильямс «Трамвай «Желание»), женственно-привлекательная Лидия Васильевна (А.Арбузов «Старомодная комедия»), роковая и колоритная фея Моргана (К.Гоцци «Любовь к трём апельсинам»), властная и несчастная мать Кабанова и яркая хищница Мурзавецкая (А.Островский «Гроза», «Волки и овцы» и другие. Легко наделяя своих героинь неповторимой индивидуальностью, актриса обнаруживает неуловимое искусство придавать им и черты своей личности. Многогранный талант Веры Березняковой вместе с её человеческой неординарностью в любом её появлении на сцене позволяет увидеть роскошную актрису и удивительную женщину.

 И в творчестве, и в жизни она очень избирательна и непримирима. Может отвергать что-нибудь очевидное и годами помнить эфемерное. Вспоминая, как много лет назад, после очередной репетиции арбузовской «Старомодной комедии» режиссёр показал ей на улице пожилую супружескую чету и сказал, что вот это и есть образ спектакля, актриса до сих пор не скрывает своих слёз.

 В своём возрасте осенней женской элегантности Вера Березнякова выглядит обворожительно и считает, что пластика лица недопустима, потому что она уносит нечто главное. Наверное, она могла бы повторить знаменитую реплику Анны Маньяни про морщины, которые не надо скрывать, потому что они слишком дорого стоили. Думаю, как жизнь и сцена.

Читать далее »

Работы

  • В. Шекспир «Укрощение строптивой» / Вдова (1976)
  • А. Безуглова, Ю. Кларова «Конец Хитрова рынка» / Севастьянова (1976)
  • А. Сафронов «Наследство» / Варвара Шумова (1977)
  • Т. Миннуллин «Альмандар из Альдермуша» / Бану (1977)
  • Р. Погодин «Трень-брень» / бабушка Маша (1977)
  • А. Арбузов «Старомодная комедия» / Лидия Васильевна (1977)
  • Л. Жуховицкий «Жужжа из Будапешта» / Магда (1978)
  • А. Вампилов «Провинциальные анекдоты» / Фомка? (1978)
  • З. Тоболкин «Верую» / Домна (1978)
  • В. Константинов, Б. Рощер «Дачный роман» / Оля (1979)
  • Е. Шварц «Золушка» / Марланка (1979)
  • Е. Шварц «Царь-водокрут» / Марья-искусница (1979)
  • Э. Олби «Все в саду» / Бэрил (1982)
  • С. Прокофьева «Василиса Прекрасная» / Василиса Прекрасная (1982)
  • З. Таволкин «Сказание об Анке» / Анка (1982)
  • М. Шолохов «Поднятая целина» / Лушка (1982)
  • Э. Сеф «Емелино счастье» / Марья (1982)
  • Н. Гоголь «Женитьба» / Агафья Тихоновна (1984)
  • А. Дюма (сын) «Жена Клода» / Цезарина (1985)
  • А.Черкасов «Хмель» / Ефимия (1985)
  • Г. Запольская «Мораль пани Дульской» / Тадрахова (1985)
  • В. Шекспир «Ромео и Джульетта» / Монтекки (1985)
  • В. Мережко «Ночные забавы» / Силина (1987)
  • Л. Жуховицкий «Последняя женщина Сеньора Хуана» / Эльвира (1987)
  • Р. Солнцев «Супер» / Сапегина (1988)
  • И. Карнаухова, Л. Браусевич «Аленький цветочек» / Няня (1988)
  • Э. Радзинский «Наш Декамерон» / Женщина (1989)
  • С. Козлов «Поющий поросенок» / баба Даша (1991)
  • Н. Коляда «Шерочка с Машерочкой» / Вера (1991)
  • А. Чехов «Три сестры» / Ольга (1991)
  • Е. Шварц «Снежная королева» / Бабушка (1995)
  • А. Линдгрен «Пеппи длинный чулок» / Фру Лаура Бирггрен (1995)
  • Ф. Достоевский «Подросток» / Татьяна Павловна, Бандерша (1996)
  • А. Толстой «Любовь – книга золотая» / Екатерина II (1996)
  • Ж. Б. Мольер «Лекарь по неволе» / Жерона, жена Луки (1997)
  • А. Островский «Жизнь и мечты Миши Бальзаминова» / Домна Евстигнеевна Белотелова (1997)
  • В. Шекспир «Ричард III» / Герцогиня Иоркская, мать короля Эдуарда (1999)
  • Шварц «Снежная королева» / Снежная королева (1999)
  • Н. Гоголь «Мертвые души» / Анна Григорьевна (2001)
  • В. Шекспир «Сон в летнюю ночь» / Титания, царица фей и эльфов (2001)
  • К. Гоцци «Любовь к трем апельсинам» / Моргана, фея (2002)
  • А. Островский «Гроза» / Марфа Игнатьевна Кабанова (2003)
  • В. Ольшанский «Барин, Полина и Петух» / Бригадирша (2004)
  • Джон Стейнбек «Люди и мыши» / Тетушка Клара (2006)
  • Г. Полонский «Репетитор» / Замятина Ксения Львовна (2006)
  • По мотивам саамских сказок «Маленькая метель» / Бабушка Пурга (2006)
  • А. Галин «Звезды на утреннем небе» / Валентина (2007)
  • А. Блок «Балаганчик» / Влюбленная (2008)
  • О. Николаева «Праздник Друзей» / Бабушка Капа (2009)
  • А. Островский "Волки и овцы"/ Мурзавецкая (2011)
  • Д.Патрик "Странная миссис Сэвидж"/Миссис Сэвидж (2014)
  • Э.Т. Гофман «Щелкунчик» Мышь