Новокузнецкий драматический театр

Проспект Металлургов, 28

Тел. кассы (3843)74-30-43

«… в небо карабкались души артистов»

15 Января 2016

На премьере спектакля «Тринадцатый апостол» в небо карабкались и даже взлетали не только души артистов, но и наши, зрительские души. Старомодное понятие катарсиса чрезвычайно подходит для определения реакции зрителей. Сила воздействия спектакля колоссальна и соответствует масштабу личности, творчества и … заблуждения Маяковского. И всей страны – тоже. Всё, как он вполне пророчески и определил:

 


Это время гудит 
телеграфной струной,
это 
сердце 
с правдой вдвоем.
Это было 
с бойцами, 
или страной, 
или 
в сердце 
было
в моем.


Потрясает трагедия этого двойного титанического обольщения идеей всеобщего счастья и последующего её разрушения. Идея оказалась мифом. И служение оказалось мифическим. Но отчего-то становится так больно… И такой проникает в душу восторг, словно от зависти - к тем, кто «видел небо». К большим полётам. Которых мы, сегодняшние, отравленные ядом скепсиса и неверия, лишены… Режиссёр-постановщик Андрей Черпин воплотил в содержательной составляющей спектакля больше смыслов, чем обозначил. Смыслы спектакля соответствуют лишь многозначности самой поэзии («То, что не высказал я, сильнее того, что я сказал»). И потому это истинно поэтический театр в одном из лучших его проявлений. Основное направление лаборатории «Маяковский зажигает…звёзды», кстати, в том и состояло, чтобы понять право и форму существования поэтического театра – сегодня.
Великолепно организовано пространство художником Николаем Слободяником. По сути, это театральный эквивалент творчества Маяковского. Зрители на ярусах, а весь партер и сцена являют место действия. И место обитания Поэта. Огромный портрет Маяковского – зеркало сцены. Он в наиболее драматических моментах дробится, делится на части. В кульминационных сценах появятся и другие – закрывающие партер. Спонтанно, в вечер премьеры, об этом рассказать невозможно. Впечатления должны некоторым образом отстояться, оформиться. А колоссальный эффект и мощь воздействия этих сцен лучше увидеть и пережить в спектакле. Актёры работают на разрыв аорты, иначе стихи Маяковского и не прочтёшь. Слово поэта в спектакле подано тоже укрупненно, масштабно, чему способствует тонкая и точная музыкальная партитура спектакля: специально созданная музыка композитора Николая Морозова и его работа с актёрами и музыкантами джаз-клуба «Геликон» (флейта, саксофон, тромбон, туба и ударные) - живая музыка, полноправные прекрасные исполнители. Обобщённые, стильные костюмы актёров (художник по костюмам Анастасия Юдина) усиливают впечатление от стихов и способствуют полноценному восприятию сюжетной линии спектакля. А сюжетная линия – в истории воскресения поэта, попытке воскресить его облик, его поэзию, его сердце. Его трагедию. И трагедию его страны. Нашей страны, её прошлого. И нашего Поэта, который всё же не прошёл «по родной стране стороной, как проходит косой дождь». И это воскресение создателям спектакля удалось. 
Галина Ганеева