Новокузнецкий драматический театр

Проспект Металлургов, 28

Тел. кассы (3843)74-30-43

История

История Новокузнецкого драматического театра насчитывает свыше восьми десятилетий, и каждый этап отличается мужеством преодоления. Сначала отвага рождения в период драматичных 30-х годов, потом борьба за право именоваться драматическим театром, проблемы становления в предвоенные годы, созидательное выживание военных лет, послевоенное восстановление, расцвет 60-х годов, противостояние брежневскому застою, затем перестроечное раскрепощение 90-х, реформирование рубежа веков и созидательная деятельность современного периода.

Официальной датой открытия Новокузнецкой драмы принято считать 6 ноября 1933 года. Создание театра стало культурной составляющей колоссального плана индустриализации Кузбасса и возведения гигантского Кузнецкого металлургического комбината. Газета «Сибирский гигант» отмечала, что это было первое в Сибири здание, специально предназначенное для театра. Первый представленный на сцене спектакль – «Интервенция» по пьесе Льва Славина. Театр под руководством Лины Самборской, хорошо известного в стране режиссёра и эффектной актрисы, с первых шагов смело заявляет о себе. До 1938 года театр носит имя влиятельного политического деятеля тех лет Роберта Эйхе, впоследствии репрессированного. С мая 1938 года и практически до конца XX столетия драматический театр называется именем наркома тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе, лично посетившего стройку в августе 1933 года.

В 30-е годы XX века культурная жизнь города концентрируется вокруг драматического театра, репертуарная афиша включает великих авторов и бессмертные названия. В течение первого сезона поставлено 8 премьер, среди них – «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера, «Таланты и поклонники» Александра Островского. Репертуарную политику и нерв художественной жизни направляет безоглядно преданный искусству режиссёр Алексей Глаголин, со сцены покоряют публику Анна Фёдорова, Рита Риккер, Гавриил Глущенко, Михаил Румянцев, активно занятые в репертуаре и в последующие годы.

В годы Великой Отечественной войны Новокузнецкий театр уступил свою сценическую площадку театрам из Москвы, центра России, Украины, а коллектив перенёс свою творческую деятельность в Ленинск-Кузнецк. Многие артисты и работники театра призваны в действующую армию. Репертуар театра содержит героическую драматургию: «Фельдмаршал Кутузов», «Олеко Дундич», «Нашествие», «Бессмертный».

В послевоенные годы театр развивается вместе со страной, воплощая на сцене её радости и беды. Постановки Алексея Глаголина, Иосифа Радуна, Юрия Погребничко, Александра Ищенко, Николая Воложанина, Валентина Ткача, Валерия Пашнина, Александра Славутского, Валерия Шапкина устремлены к светлому будущему.

В период подъёма 60-х годов и неоднозначную брежневскую эпоху театр стремится отражать актуальные проблемы языком современных выразительных средств.

В 1963 году, через 30 лет после основания, театр получает новое здание, выстроенное в неоклассическом стиле. Колоннада, барельефы, панно и росписи украшают огромное здание театра со зрительным залом более чем на 600 мест. Грандиозное архитектурное подношение театру производит впечатление роскоши, гармонии и комфорта. В этом здании, увенчанном скульптурным изображением Мельпомены на фронтоне, театр расположен и по сей день. Он вписан в архитектурный ансамбль города, как драгоценный камень редкой красоты в соответствующую оправу. В эти годы своей игрой украшают сцену Михаил Кудашкин, Василий Елыков, Пая Богатырёва, Пётр Сидоров, Роза Таран, Клавдия и Анатолий Богачёвы, Виталий Тарасов и Ирина Протопопова. Яркие страницы истории связаны и с именами Тамары Примак, Михаила Белова, Людмилы Зезюлинской.

Эпоха рубежа XX-XXI веков отмечена противоречиями перестройки и творческими успехами режиссёра Олега Пермякова, а также многих артистов – Станислава Сафонова, Веры Березняковой, Вячеслава Туева, Ирины Шантарь, Олега Ширшина, Анатолия Смирнова, Елены Амосовой и др. Репертуарная афиша состоит из ярких классических названий: «Ричард III», «Укрощение строптивой», «Ревизор», «Мёртвые души». На волгоградском фестивале, посвящённом 55-летию Великой Победы, театр был награждён за воплощение патриотической тематики. Спектакль «Мёртвые души» стал лауреатом V Международного фестиваля «Театр без границ» в Магнитогорске.

Начало XXI века ознаменовано реформированием и созиданием. С 2005 по 2007 годы главный режиссёр Сергеей Болдырев привнес в театральную деятельность поиск и эксперимент. Репертуар ознаменован скандальным «Гамлетом», неожиданной «Чайкой» и ярким расцветом молодых исполнителей – Андрея Ковзеля, Илоны Литвиненко, Евгения Любицкого, Алёны Сигорской, Сергея Стасюка. Спектакль «Прости меня» вошёл в афишу двух фестивалей – «Кузбасса театрального» и «Сибирского транзита».

2006-2010 годы здание театра было на реконструкции. Открытие после ремонта – в обновлённом и бережно отреставрированном здании – произошло 6 октября 2010 года. Это стало вторым рождением театра: современное техническое оснащение, основание театрального музея, открытие Малой сцены для камерных и экспериментальных постановок. Современный этап развития Новокузнецкого театра драмы связан с именем Марины Евса, талантливого организатора и креативного руководителя.

Современный этап истории связан с реформаторской деятельностью. Театр вышел на более высокий художественный и технический уровень: участились интересные постановки, происходит участие в фестивальном движении и возрождении больших гастролей. Репертуарная политика направлена как на современное развитие театрального искусства, так и на

формирование эстетических потребностей зрителей. Реализуются многообразные, жизненно важные проекты. В октябре 2011 года театр получил сертификат Лидера экономики в номинации «Деятельность по организации театральных представлений». Творческое влияние новаторской режиссуры Петра Шерешевского, Романа Феодори, Тимура Насирова, Рината Фазлеева и других включает театр в пространство современных достижений драматического искусства.

В ноябре 2013 года театр широко отпраздновал свой 80-летний юбилей, которому была посвящена юбилейная неделя, насыщенная калейдоскопом праздничных мероприятий, – от знаковой премьеры «Таланты и поклонники» (из репертуарной афиши самого первого сезона) до яркого мэппинг-шоу об истории Новокузнецкого театра. Впервые за 80 лет театр издал книгу о прошлом и настоящем своего пути.

С осени 2014 года театр традиционно проводит для зрителя колоритные «Ночи в театре», обогащая и развивая эту форму деятельности. В 2014 году прошла «Ночь в театре с Достоевским», где гости смогли открыть для себя по-новому творчество любимого писателя. В 2015 году в преддверии года кино в России – «Ночь в театре в стиле Тарантино», окунувшая участников в сумасшедший и стремительный мир культового режиссёра. В 2016 году – самая романтичная театральная ночь «Время влюбляться».

Под руководством известного российского критика и театроведа Александра Вислова с 2014 года театр проводит театральные лаборатории. Успех и общественный резонанс их проведения дают основание для оценки лабораторных проектов как интересных и оригинальных.

Театр органически включен в общее театральное пространство Сибири и Урала, ежегодно реализуя проекты масштабной гастрольной деятельности. Каждое лето Новокузнецкая драма участвует в обменных гастролях.

Новокузнецкая драма активно принимает участие в различных фестивалях: «Ново-Сибирский транзит», «Старейшие театры России фестивали камерных театров. Театр одерживает блестящую творческую победу постановкой драмы Антона Чехова «Иванов», которая впервые попадает на Российскую национальную театральную премию и фестиваль «Золотая Маска» во внеконкурсную программу «Маска плюс» (2015 год). В 2016 году – спектакль по повести И.С.Тургенева «Муму» в постановке молодого режиссёра Талгата Баталова, в 2017 году – спектакль «Мой мужик на Севере» в постановке Сергея Чехова (по пьесе Ирины Васьковской «Девушки в любви»).

Новые интересные постановки, реализация жизненно важных проектов, разнообразие репертуарной афиши – такова парадигма эволюции театра сегодня.