Министерство культуры и национальной политики Кузбасса

ГАУК "Новокузнецкий драматический театр"

Проспект Металлургов, 28

Тел. кассы (3843)74-30-43

«Роль культуры в промышленном освоении региона»

85-лет Народному театру в Кузнецке

Металлурги и строители, угольщики и машиностроители, рабочие и служащие индустриального Сталинска  посвящали свой досуг народному самодеятельному театру, бескорыстно даря свое искусство людям..

В 1960 году, одним из первых в стране, звание Народного театра получила театральная студия ДК КМК, работавшая в те годы под руководством главного режиссера Леонида Хазанова.

В Театральной студии ДКМ занимались не только работники КМК, но и других предприятий города, а также преподаватели, студенты, учащиеся, врачи. Среди самодеятельных артистов Театральной студии ДКМ городскому зрителю были известны: Квасов И.С. – инженер доменного цеха, топографический рабочий Иванов Н., Столяр М.А. – машинист тепловоза Белик В.И. – слесарь  рельсобалочного цеха,  наладчик И. Козлов, Вторушин В.Н. – студент КМТ, Юрин В.В. – оператор Прокушева Н.П. – преподаватель, Таначева Л.П. – регистратор поликлиники №2, и многие другие.

С этими увлеченными и влюбленными в театр студийцами  в шестидесятые работал главный режиссер драматического театра Леонид Хазанов. Он  становится руководителем Театральной студии Дворца культуры металлургов, реорганизованной в 1958 году из самодеятельного театрального коллектива кузнецких металлургов. Этот коллектив был почти ровесником комбината и вел свою историю с 1936 года. «Рассказывая о 25-летнем пути нашего коллектива, мы хотим добрым словом вспомнить тех, кто сегодня не с нами, но отдал так много сил и творческого горения росту самодеятельных драматических артистов КМК. Режиссеры В.М.Гаврищенко, А.И.Кончевский на протяжении многих лет руководили театральным коллективом кузнечан», - писал Л.Я. Хазанов в газете «Металлург» в июне 1960 г. На сцене самодеятельного театра шли пьесы русских классиков – Островского, Гоголя, Лескова, Чехова, а также советских драматургов - Корнейчука, Симонова, Кнорре, Арбузова и других. Хазанов в те годы писал: « Оставаясь верным единому методу нашего искусства, методу социалистического реализма, народному театру дано сказать свое неповторимое слово в упрочении и дальнейшем развитии этого метода».

 В театральной студии ДК КМК, руководимой Л.Я. Хазановым, постановка спектакля сочеталась с учебно-воспитательной работой по актерскому мастерству, а репетиции чередовались с занятиями по гриму, сценической речи, беседами по истории театра. Ведь театр довольно сложный организм и театр – это не только творческий процесс, но и производственный, их организация и координация деятельности театральных цехов, от слаженной работы которых во многом зависит творческий результат – рождение спектакля. Студийцам, при отсутствии штата театральных работников, приходилось брать на себя их функции: они и осветители, и машинисты сцены, и гримеры, и костюмеры, и реквизиторы. Артисты народного театра были энтузиастами, влюбленными в свое дело, они  не получали иной компенсации за свой труд, кроме духовной.  

 29 апреля 1960 года состоялась премьера спектакля «Иркутская история» по пьесе А. Арбузова. «...Премьера прошла с подъемом. Нет, это не то слово. Нашу «Иркутскую» приняли как праздник. Городские руководящие органы предложили показать спектакль и на общегородском первомайском торжественном заседании…Правление Дворца культуры приняло решение показать «Иркутскую историю» всем цехам комбината», - писал режиссер в своей статье «Нет прекрасней назначения» в альманахе «Огни Кузбасса».

Одна из зрительниц спектакля «Иркутская история» Р. Панюшкина, библиограф научно-технической библиотеки имени академика Бардина, писала в газете «Металлург» 16 июня 1960 года: «Постановка пьесы А. Арбузова «Иркутская история» – серьезный экзамен для самодеятельного коллектива, но его студийцы выдержали с честью и заслужили право называться народным театром».

В отсвет на письмо студийцев Народного театра к  автору, Алексей Арбузов отвечал: «Дорогие друзья кузнечане! Мне очень лестно получить ваше письмо. Оно, прежде всего, говорит о том, что искусство и жизнь в нашей стране становятся нерасторжимы. Я рад успехам вашего молодого театра. Но еще больше я радуюсь, что вы , люди дела и труда, с глубокой заинтересованностью относитесь к этому хорошему и доброму начинанию. При таком отношении вашему театру бояться нечего. Верьте в театр, который вы создаете. Будьте стойкими, смелыми и упрямыми, и вы победите! Я обязательно приеду к вам в гости. Вот тогда мы и побеседуем с вами вволю».

После единственной генеральной репетиции, состоявшейся в день премьеры, режиссер собрал студийцев которые, естественно, волновались. Он рассказал им о первой премьере в своей жизни, состоявшейся 28 июня 1934 года. Рассказал Леонид Яковлевич своим студийцам и о том, что в 1936 году стал студентом режиссерского факультета ГИТИСа в классе Николая Михайловича Горчакова, ученика Евгения Вахтангова. В 1939 году он стал участником Арбузовской студии, которой руководили Алексей Арбузов и Валентин Плучек, ученики Всеволода Мейерхольда. Среди студийцев были Александр Гинзбург (Галич), Андрей Гончаров, с которым Леонид дружил и учился в ГИТИСе, Зиновий Гердт, Вс.Багрицкий (сын поэта) и многие другие. Поначалу у студии не было своего помещения и совместная работа А. Арбузова и студийцев проходила на квартирах студийцев, в том числе дома у Леонида на улице Герцена,14.  

Будучи режиссером профессионального театра, Хазанов Л.Я. был большим энтузиастом самодеятельного народного творчества. Он писал в статье «Шагая в завтра»: «Профессиональный уровень спектаклей народного театра, несомненно, должен быть высок, иначе это не театр, иначе – игра в театр, профанация искусства. …Скольким людям помог народный театр стать внутренне чище и лучше, скольким людям открыл народный театр путь в большое искусство, помог им духовно, эстетически вырасти».  

Заводской комитет профсоюза не раз награждал руководителя театральной студии КМК Почетными грамотами, коллектив успешно выступал на областных смотрах художественной самодеятельности профсоюзов Кузбасса.

По решению общественных организаций Сталинска самодеятельный театральный коллектив кузнецких металлургов за свои успехи был выдвинут к реорганизации в народный театр. Почти за четверть века существования театрального коллектива спектакли самодеятельных артистов посмотрели около 500 000 зрителей, было осуществлено около 50 постановок. На тот момент самому старшему участнику студии Алексею Степановичу Масевичу было 63 года, а самому младшему - Вове Подольскому, исполнителю роли Антона в «Иркутской истории», - 12 лет.

Почетное и заслуженное звание «Народный театр» коллектив театральной студии  ДКМ под руководством Л.Хазанова получил в 1960 году – на рубеже своего 25-летия.

В период с 1958 по 1960 год на сцене ДК КМК шли пьесы Винникова, Арбузова, Медведева, Гребнева, Солодаря.     В 1961 году Народный театр кузнецких металлургов и его главный режиссер Л.Я. Хазанов вынесли на суд зрителя спектакль «Шахтерская поэма» по пьесе начинающего автора, журналиста из Прокопьевска З. Чигаревой.

В те годы коллективы художественной самодеятельности Кузнецкого металлургического комбината им. Сталина насчитывается  более пяти тысяч человек. Многие коллективы  были широко известны в Кузбассе и за его пределами – мужской хор сортопрокатчиков под руководством П.Ф. Маципуло,  ансамбль народной песни и пляски кузнецких металлургов под руководством Н.С. Дерюшева, Народный театр балета строителей под руководством В.Ф. Павловой, коллектив которого получил звание народного одновременно с Народным театром кузнецких металлургов,

Иногда нам кажется, что есть движение только вперед, но необходимо возвращаться к истокам, чтобы осознать будущее и не прервать связь времен и поколений.   

Заголовок страницы Контент сайта