Новокузнецкий драматический театр – центр развития культуры большого промышленного региона России – Кузбасса. Первые ростки новой культуры привез на Кузнецкстрой «Красный факел» (Новосибирский академический драматический театр).
У колыбели новокузнецкого театра стояла старая русская интеллигенция. Одной их тех, кто дал жизнь новому театру, была Лина Семёновна Самборская. 6 ноября 1932 года гортеатр имена Роберта Эйхе показывая спектакль «Дело чести», второй премьерой стала «Свадьба Кречинского» в постановке Лины Самборской.
В те далёкие тридцатые годы театр был, как глоток свежего воздуха. Зал клуба имени Эйхе на спектаклях Сталинского драматического театра (С 1932-го по 1964-й город носил название Сталинск) всегда был переполнен. В труппе театра шестьдесят творческих работников и свой симфонический оркестр. Но в конце театрального сезона случился пожар, и клуб сгорел. Однако труппу театра сохранили.
Автором проекта нового здания был архитектор – кузнецкстроевец Г. Аппак и немецкий коммунист, и архитектор Герхард Козель. Здание на 800 мест было построено в рекордно короткий срок, за двести дней.
Горсовет постановил назвать драматический театр именем Роберта Эйхе. 6 ноября 1933 года спектаклем «Интервенция» по пьесе Льва Славина открылся сезон в новом здании. Эта дата считается днем рождения Сталинского (позже Новокузнецкого) драматического театра.
А 1933-1934 годах художественным руководителем был Лундин Аксель Вранцович.
В июле 1934 года в городе гастролировал государственный театр имени Мейерхольда.
В 1935 году событием в жизни города и театра стала постановка пьесы А.С.Пушкина «Борис Годунов». Режиссёром спектакля стал Борис Фердинандов, известный в те годы режиссёр, ученик Александра Таирова.
Выпускник Ленинградского театрального института Алексей Борисович Глаголин ставит спектакли: «Женитьба Андрея Белугина» Александра Островского, «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера, «Анну Каренину» ЛьваТолстого. Все его спектакли были большим событием для театра и города.
Спектакль «Нора» Генриха Ибсена в областном центре в Новосибирске был признан лучшим.
В третьем томе собрания сочинений Генриха Ибсена перечислены лучшие исполнительницы роли Норы и среди великих русских актрис имя нашей сибирской актрисы Анны Ивановны Федоровой.
В мае 1938 года театру присвоили имя Серго Орджоникидзе.
В 1940 году художественным руководителем стал Марк Давыдович Рахманов.
В составе труппы талантливые мастера сцены: Гаврила Глущенко, Анна Фёдорова, Анатолий Анатольев, Рита Риккер, Василий Елыков, Михаил Румянцев.
В 1941 году по приказу правительства театр был эвакуирован в город Ленниск-Кузнецкий. Художественным руководителем становится Владимир Фёдорович Горский. В Ленинск-Кузнецком актёры придумали новые программы: «Жгучий уголёк» и «Уголь фронту», которые всегда с нетерпением ждали в коллективе шахты имени С.Кирова. 350 тысяч рублей театр внёс в фонды обороны страны.
В 1943 году театру исполнилось 10 лет, и коллектив шахты имени С. Кирова не только поздравил театр, но и ходатайствовал о присвоении любительским актёрам звания заслуженных артистов РСФСР.
12 ноября 1944 года драматический театр вернулся в свой родной город.
В день открытия нового сезона была показана комедия Уильяма Шекспира «Много шума из ничего».
В 1946 году театр возглавил Лазарь Маркович Меерсон.
В 1951 году в театре работал режиссёр Иосиф Попов. Одна из его заметных работ «Маскарад» Михаила Лермонтова.
Летом 1956 началось строительство нового театра на 1000 мест.
Новое здание театра возникло благодаря неутомимому, энергичному директору театра Анатолию Анатольеву. Театр строил весь город, но, к сожалению, накануне переезда директор попал в больницу и оттуда не вышел.
В 1963 году театр переехал в новое здание. Главным режиссёром был назначен Лев Щеглов.
В 1964 году театр был приглашен в Москву на отчетные гастроли. В Кремлёвском театре показали спектакль "Сибирская трилогия" в которую вошли пьесы: "Кузнецкая легенда" Александра Волошина, "Мой человек" и "Гордячка" Тамары Ян, а также спектакли Уильяма Шекспира "Отелло" и "Король Лир".
В сезоне 1965-1966 годов состоялись лучшие спектакли тех лет: «Живой трупп» Льва Толстого и «Лучше останься мёртвым» Карла Виттелнгера. Роль Феди Протасова в спектакле «Живой труп» играл Леонид Иосифович Кисловский.
Главный режиссёр театра с 1967 года Александр Иосифович Элькес, Заслуженный артист РСФСР. К 50-тилетию Октябрьской революции он поставил спектакль «Любовь Яровая» Константина Тренёва. В спектакле играли Надежда Надеждина, Александр Щеглов, Пётр Сидоров, Александр Кравченко, Пая Богатырёва.
В сезоне 1972-1973 годов в театре много спектаклей ставит Меер Абрамович Гершт. Он был режиссёром камерного театра Александра Таирова в Москве. Одна из ярких работ «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского, «Стакан воды» Эжена Скриба, «Конец хитрого рынка» по пьесе Анатолия Безуглова и Юрия Кларова, «Бешенные деньги» Александра Островского.
В 1975 году в театр пришёл Владимир Незлученко. Он сделал инсценировку по роману Фёдора Достоевского «Идиот». Спектакль назывался «Одна ночь князя Мышкина».
К 30-летию Победы Владимир Незлученко создал спектакль «Соловьиная ночь».
В театральном сезоне 1977-1978 годов главный режиссёр Борис Виноградов. Его спектакли: «Долгожданный» и «В четырёх километрах от войны» были тепло приняты зрителями.
С 1979 по 1989 годы в театре работает режиссёр Валерий Шапкин. Спектакли: «Тринадцатый председатель» по пьесе Азата Абдуллина, «Женитьба» Николая Гоголя, «Всё в саду» Эдварда Олби, «Дон Жуан» Самуила Алёшина и многие другие, поставленные им, помнят зрители и по сей день.
В 1989 году открылась экспериментальная малая сцена и Валерий Шапкин поставил спектакль «Чёрный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили», по пьесе Виктора Коркина, которая десять лет была под цензурным запретом.
В пятидесятом юбилейном сезоне состоялся концерт-спектакль «Нам – пятьдесят». В это же время режиссёр Виталий Черменёв ставит спектакль «Деревья умирают стоя» по пьесе испанского драматурга Алехандро Касона. Этот спектакль был показан более 150 раз.
В театральных сезонах 1985-1987 годов главный режиссёр Александр Ищенко. К семидесятилетию октября он ставит спектакль «Бег Булгакова». Одним из лучших его спектаклей считается «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира всегда шёл с аншлагом.
В 1989 году главный режиссёр Виктор Пивоваров. Его первая работа – спектакль по пьесе Максима Горького «Дачники».
В сезоне 1990 года главный режиссёр Андрей Матвеев. Его спектакль «Три сестры» А.П. Чехова, «Преступная мать или второй Тартюфф» Пьера Бомарше.
В девяностые годы директор театра Олег Павловец. Был организован театральный фестиваль спектаклей для детей и юношества «Когда встречаются друзья», а также пятилетний проект обменных гастролей «Кузбасс-Лативия».
В 1991 году к 170-летию со дня рождения Фёдора Достоевского Андрей Матвеев ставит спектакль по собственному сценарию «Кузнецкий момент» о жизни Фёдора Михайловича в Кузнецком уезде.
В театральном сезоне 1992-1993 рождается спектакль-мюзикл «Эликсир Крейтервейс» по мотивам сказки «Карлик нос» Вильгельма Гауфа.
В юбилейном сезоне был поставлен водевиль «Театральная комедия» по пьесе «Лев Гурыч Синичкин».
В сезонах 1994-1995 годов режиссёр из Риги Семён Лосев ставит спектакль «Школа семейной жизни» по пьесе Оноре де Бальзака, «Недосягаемая» Сомерсет Моэма и другие спектакли.
В 1993 году главным режиссёром становится Олег Пермяков. Его спектакли на Новокузнецкой сцене можно назвать «Золотым веком театра». «Женское постоянство» Сомерсет Моэма, «Лекарь поневоле» Жана Батиста Мольера, «Ричард III» Уиляма Шекспира, «Наш благодетель» Фёдора Достоевского по повести «Село Степанчиково и его обитатели», «Ревизор» и «Мёртвые души» Николая Гоголя.
В 1997 году на должность директора театра назначен Николай Анищенко. С Николаем Петровичем Анищенко театр достойно развивался, наращивая творческий ресурс для встреч со зрителями в новом ХХI веке.
Более пятидесяти лет художественно-постановочная часть была в бережных руках Семёна Борисовича Березнякова, настоящего хозяина и неутомимого мастера своего дела.
В течении трех лет с 2006 года театр возглавлял совсем молодой Антон Собянин.
С 2009 года театром руководила Марина Евса. Она возглавила театр, когда он переживал сложные времена репертуарной политики и реконструкции здания. Руководитель огромной созидательной энергии, креативный организатор смелых творческих проектов.
В 2010 году на должность главного режиссёра приходит Пётр Шерешевский – «Дуэль» по рассказу Антона Чехова, «Старший сын» Александра Вампилова, «Зойкина квартира» Николая Булгакова, «Иванов» и «Вишневый сад» по пьесам Антона Чехова, «Господа Головлёвы» по роману Салтыкова-Щедрина. Его спектакли стали участниками фестивалей «Золотая маска», «Новосибирский транзит», «Театр малых городов России».
В 2014 году впервые на Новокузнецкой сцене состоялась театральная лаборатория «Достоевский Ф.М.»
В 2015 году лаборатория «По тропинкам И.С. Тургенева», посвященная 200-летию со дня рождения автора.
В 2016 года – «Маяковский зажигают звёзды».
В 2017 году – «Грешные праведники» Лескова.
В 2018 году – творчеству писателя Александра Солженицына. Из эскиза спектакля родился спектакль «Один день Ивана Денисовича», который до сих пор живёт на сцене театра.
В 2019 году – «Пространство Набокова», из эскиза «Лолита» родился спектакль Ярослава Рахманина «Лолита».
В 2019 году театр возглавила Валерия Пурпутиди.
Для продвинутых ценителей настоящего искусства мы создали театральную рассылку. Выгодные предложения, специальные цены на спектакли, а также наш крутой дайджест. Подписка бесплатна!
ПОДПИСАТЬСЯВы успешно подписались на рассылку новостей!
Отзыв отправлен.
Спасибо, за обратную связь!