Андрей Ковзель
Окончил Екатеринбургский театральный институт в 2002 г. В Новокузнецком драматическом театре с 1995 г. Почетная грамота Министерства культуры и Российского профсоюза. Премия "Триумф", 2005г.
В мае 2012 года Андрей Ковзель стал лауреатом II Межрегионального фестиваля-конкурса Ново-Сибирский транзит в номинации «Лучшая мужская роль второго плана». Эту награду на престижном театральном фестивале артист Новокузнецкой драмы получил за исполнение роли Тима в спектакле Петра Шерешевского «Откровенные полароидные снимки».
В художественной структуре этой пьесы Марка Равенхилла каждая из шести ролей – роль первого плана, каждый персонаж проходит через схватку с судьбой. Но Тим – единственный из них, кому автор (а вслед за ним и режиссёр) подарил возможность коснуться бессмертия. Андрей Ковзель с мощью подлинного трагизма приводит своего героя к любви, преодолевшей смерть. В спектакле сцена торжества любви над смертью звучит как бы в ответ на отчаянную просьбу Виктора о любви хотя бы как «опере», как иллюзии, - с исключительной поэтичностью: замкнутое пространство размыкается и открывает перспективу ярко освещённого зрительного зала, в глубину которого уходит Тим … в колпаке паяца. Затем образ плавно растворяется в пространстве, над пустотой зрительских кресел грустно нависает один колпак. Сцена метафорична и элегически красива. В ней нет пафоса, но нет и окончательной безнадёжности. Через ужасы страданий и безысходность предсмертного одиночества Андрей Ковзель тонко ведёт своего героя к любви и сочувствию, пусть в такой театральной и несколько ироничной форме. Опытный артист, богато оснащённый технически, любимец публики, умеющий сорвать аплодисменты в любом появлении на сцене, в роли Тима Ковзель работает как большой трагический артист, создающий масштабную личность. В итоге исполнитель преодолевает частности сюжета и подробности биографии персонажа, поднимаясь к философскому обобщению о жизни и судьбе, о любви и бессмертии.
В репертуаре артиста не раз были такие роли, когда он создавал многозначные глубокие высказывания или приближался к ним. Андрей Ковзель обладает удивительно яркой индивидуальностью. Каждый из его героев неповторим и достоверен, заразителен и неожидан. В своём творчестве артист неистощим на импровизацию. И положительные, и отрицательные персонажи, и главные, и эпизодические герои в его исполнении неизменно получают полнокровный объём и лёгкость существования на сцене. Репертуарный лист артиста содержит список ролей мирового репертуара: шекспировские Ричмонд и Гамлет, чеховские Треплев и Кирилин, булгаковские Аметистов и Брандевуан, Леандр и Труффальдино Карло Гоцци, Тоффоло Карло Гольдони, а также герои А.Н.Островского и Ж.Б.Мольера – вот имена лишь некоторых персонажей, воплощённых артистом на сцене. Любовь и вкус к игре, сценическое обаяние и пластичность, способность органично преобразовать любую режиссуру в плоды своей фантазии позволяют ему с одинаковой точностью играть роли разных жанров и стилей.
Соединение озорства, любви к сцене и высокой профессиональности рождает
неподражаемый эффект, вызываемый игрой артиста. В комедии «Примадонны» Андрей Ковзель остроумно использует приём пластического контраста между скучной действительностью и представлениями доктора Майерса о самом себе, создавая совершенно парадоксальный характер. В комедии «Сваха» сцены с его клерком Корнилиусом абсолютно неотразимы. Трагикомический бунт Корнилиуса являет свободную композицию театральной игры и пластической метафоры, юмора и глубины содержания.
Одна из самых колоритных его ролей - Аметистов в «Зойкиной квартире». В исполнении Ковзеля этому проходимцу и авантюристу, в любой маске чувствующему себя как рыба в воде, недостаёт в жизни сферы приложения для его природного, каскадом рвущегося к зрителю артистизма. Виртуозная лёгкость артиста, ирония и жизнерадостный посыл неизменно передаются публике.
Андрею Ковзелю, как и всякому театральному артисту, далеко не всегда выпадает материал глубокой драматургической насыщенности. Однако он из любой роли умеет смастерить праздник – для себя и своего зрителя. Роман с публикой у Андрея Ковзеля взаимный, и они могут увести друг друга в любом направлении. В спектакле «Бродвей» сквозь гротескные черты служителя сцены Уорнера Персола артист поначалу чётким подтекстом проводит мысль о трагизме жизни, всецело отданной театру, но к финалу свой рисунок образа артист перенасыщает чистейшим комизмом – вероятно, чтобы не огорчить публику излишней печалью. Хотя, повторяю, он умеет вызвать потрясение на любом материале. Понятие клоунады ведь есть не только в цирке, но и в драматическом театре: клоуном называют артиста, который умеет всё, и прежде всего – осчастливить зрителя. Незабываемыми для публики стали и его весельчак Арлекин в «Балаганчике» Блока, совершивший прорыв в другую реальность, и измученный фантомами творчества умирающий комедиограф и хитрец Скапен в комедии Мольера «Плутни Скапена», и несколько образов, созданных артистом в мольеровском же «Дон Жуане», где эпизод с его Нищим, пожалуй, самый проникновенный в спектакле.
Продолжительность пути артиста Андрея Ковзеля в его единственном театре – Новокузнецком – практически исчисляется уже двумя десятилетиями. Но каждую из своих ролей он играет словно впервые. И каждый раз, наблюдая за ним на сцене, хочется повторить вслед за поэтом: «Талант – единственная новость, которая всегда нова».
Работы
Роли текущего репертуара:
- А. Чехов "Иванов"/Иванов (2014)
- М. Салтыков-Щедрин "Господа Головлёвы"/Порфирий Владимирович Головлев (Иудушка) (2015)
- И. Васьковская «Мой мужик на севере» /Коля (2016)
- М. Досько «Лондон» / Хор (2016)
- В. Шукшин "Всякое бывает" / Дядя Ермолай, Николай Худяков (2017)
- Н. Гоголь "Нос" / Иван Яковлевич, седой чиновник, доктор (2017)
- А.Солженицын "Один день Ивана Денисовича"/ От автора, Волковой (2018)
- А.П. Чехов "Вишневый сад"/ Лопахин Ермолай Алексеевич (2018)
- Я.Пулинович "Жанна"/ Виталий (2018)
- Е.Гришковец "Весы"/ Алексей (2019)
- Эдён фон Хорват "Сказки Венского леса"/ Оскар (2019)
- А.С. Пушкин "Пиковая дама"/ Томский (2019)
- Эдмон Ростан "Сирано де Бержерак"/ Граф де Гиш (2019)
- Жан-Клод Карьер "La Terrassa"/Астрюк (2020)
- Ю. Энтин, В. Ливанов "Бременские музыканты" / Осел (2012)
- Л.Кэрролл "Путешествие Алисы"/ Белый рыцарь (2017)
- К.Тихонова "Летучий корабль"/Водяной(2013)
- П. Ершов «Конек-горбунок»/ венецианский купец, глашатай (2016)
- Н. Носов "Незнайка" / Тюбик, Шпунтик (2019)
- Ганс Христиан Андерсен "Сказки Андерсена"/ Андерсен (2019)
Роли в спектаклях прошлых лет:
- Е. Шварц «Снежная королева» / Принц Клаус (1995)
- А. Линдгрен «Пеппи длинный чулок» / Блом (1995)
- А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» / Кот Базилио (1997)
- Ж. Мольер «Лекарь по неволе» / Валер – слуга Жерона (1997)
- Хуан Хосе Алонсо Мильян «Цианистый калий…с молоком или без?» / Льермо-бесплодный (1998)
- Т. Габбе «Волшебные кольца Альманзора» / Садовник Зинзивер (1998)
- В. Шекспир «Два веронца» / Разбойник (1998)
- В. Шекспир «Ричард III» / Ричманд (1999)
- Н. Гоголь «Ревизор» / Иван Кузьмич Шпекин, Земляника (1999)
- Ф. Достоевский «Село Степанчиково и его обитатели» / Обноскин Павел Семенович (1999)
- М. Ворфоломеев «Окопы» / Пятаков Никита (2000)
- М. Булгаков «Полоумный Журден» / Брэндавуан (2000)
- Л. Корсунский «Маленький Мук» / Белобрысый придворный (2000)
- Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано» / Риккардо (2001)
- С. Маршак «Горя бояться – счастья не видать» / Иван Тарабанов (2001)
- В. Шекспир «Сон в летнюю ночь» / Пэк — добрый малый Робин (2001)
- В. Гомбрович «Ивонна, принцесса Бургундии» / Кирилл — друг принца (2002)
- Гольдони «Кьоджинские перепалки» / Тоффоло – лодочник (2002)
- Г. Андерсен «Огниво» / Ведьма, Фрейлина, Палач (2002)
- К. Гоцци «Любовь к трем апельсинам» / Труфальдино (2002)
- А. Островский «Гроза» / Тихон Иваныч Кабанов (2003)
- Р. Куни «Он, она, окно…оно» / Официант, Пигден (2004)
- В. Ольшанский «Барин, Полина и Петух» / Покойный повар (2004)
- К. Чуковский «Муха-Цокотуха» / Комарик (2004)
- А. Чехов «Чайка» / Константин Гаврилович Треплев (2004)
- Н. Гоголь «Игроки» / Алексей (2004)
- В. Астафьев «Прости меня» / Старшина Шестопалов (2005)
- В. Шекспир «Гамлет» / Гамлет (2005)
- Джон Стейнбек «Люди и мыши» / Рослый (2006)
- По мотивам саамских сказок «Маленькая метель» / Тирв (2006)
- Ален Рейно-Фуртен «Французская кадриль» / Поло, Бамумбола (2007)
- А. Галин «Звезды на утреннем небе» / Николай (2007)
- А. Блок «Балагнчик» / Арлекин (2008)
- Марк Камолетти «Гарнир по-французски» / Робер (2008)
- По рассказам А.П. Чехова «Кляксы» / Доктор, Григорий (2008)
- С. Белов «Здравствуйте, я ваша…теща» / Геннадий (2009)
- Людвиг Кен «Примадонны» / Доктор Майерс (2009)
- Н.В. Гоголь «Женитьба» / Кочкарев (2009)
- А.П. Чехов «Дуэль» / Кирилин (1-й секундант) (2009)
- П. Гладилин «Пантера» / 2-й грузчик (2010)
- М. Булгаков "Зойкина квартира" / Аметистов Александр Тарасович (2010)
- Ж.-Б. Мольер "Плутни Скапена" / Скапен, Мольер (2010)
- С. Маршак "Двенадцать месяцев" / Канцлер (2010)
- по мотивам фильма В.Аллена "Бродвей"/Уорнер Персол (2011)
- Т.Уайлдер "Сваха"/Корнилиус Хэкл (2011)
- К.Чуковский "Муха-Цокотуха"/Комар (2011)
- М. Равенхилл "Откровенные полароидные снимки"/Тим (2011)
- А. Володин "Происшествие, которого никто не заметил" / Доктор, молодой человек, конферансье (2012)
- Ж.-Б. Мольер "Дон Жуан" / Каменный гость, Нищий, отец Дон Жуана, Пьеро (2012)
- Ю.Муравицкий "Одноклассники.Точка"/Миша (2012)
- Б.Синкин "Кот в сапогах"/Кот-хулиган (2012)
- Т. Безменова "Шоколад и К"/ Помощник режиссера 2013
- К.Гольдоне "Слуга двух господ"/Флориндо Оретузи (2013)
- А. Островский "Таланты и поклонники"/Бакин (2013)
- С.Моэм "Виват, Виктория!"/Пейтон (2014)
- Э.Гофман "Щелкунчик"/Папа Король (2014)
- В. Маяковский «Тринадцатый апостол»/ апостол (2016)
- П. Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро»/граф Альмавива (2016)
- Н. Лесков "Тупейный художник" / артист (2016)
- В. Шекспир "Сны в летнюю ночь"/ Моток (2017)