Сказки Венского леса
16+
Сказки Венского леса
Автор
Эдён фон Хорват
Режиссёр
Андреас Мерц-Райков
Второй режиссёр
Екатерина Райкова-Мерц
Перевод с немецкого
Екатерина Райкова-Мерц

Площадка

Большая сцена

Продолжительность

2 часа 30 минут

Антракт

Спектакль идёт с одним антрактом

О СПЕКТАКЛЕ

Постановочная группа

Аннотация

1930-е. Вена. На тихой улочке в районе Йозефштадт рядом стоят три лавки – мясная, табачная и магазин игрушек «Страна Чудес». Однако в воздухе уже витает предчувствие новой войны: люди по-прежнему едят, курят, купаются в голубом Дунае, играют в фанты, но уже не верят в чудеса. «Сказки Венского леса» – это картины предфашистского мира, идущего прямиком к катастрофе под звуки прекрасного классического вальса.

Хозяин магазина игрушек мечтает выдать свою дочь замуж за мясника, Марьянн в свою очередь хочет освободиться от власти отца и системы и влюбляется в альфонса и игрока Альфреда. Герои спектакля переживают потери и разочарования, но желаемых перемен и свободы не наступает. Персонажи, словно заводные игрушки, повторяют одни те же действия в попытках сохранить порядок, не понимая, что именно он и разрушает их мир.

Автор пьесы, австриец Эдён фон Хорват, мастерски развивал традиции народной социально-критической комедии. После факельного шествия нацистов 1933-го года, обозначившего наступление «нового порядка», его книги, среди многих других, были внесены в списки подлежавших уничтожению и сожжены на площади в Мюнхене. Сегодня имя Хорвата по-прежнему малоизвестно российскому зрителю, в то время как в немецкоязычном пространстве его произведения признаны классикой двадцатого века. Его пьесы сатиричны, герои в них смешны, порою безысходны в своей глупости и очень узнаваемы.

Роль Иды в спектакле исполняют артистки детского театра «Питер Пэн».

Фото спектакля

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

СМИ О спектакле

Несказочные сказки Венского леса. Новокузнецкий драмтеатр не перестает радовать своего зрителя необычными и интересными премьерами.

Газета «Новокузнецк»

На сцену Театра Наций.

Газета «Новокузнецк»

Страшные сказки про мир без чудес: заметки на полях театральной программки.

nk-tv

Театр – это лучшее место для тренировки эмпатии!

nk-tv

О подготовке к спектаклю «Сказки Венского леса».

Ново-ТВ

Юлиана

10 ноября 2020

Что страшнее: животные страсти или человеческая мораль? Завязка сюжета: небогатая девушка идет против воли отца и не хочет выходить замуж за нелюбимого, но респектабельного хозяина мясной лавки. Но судьба главной героини Марьянн для режиссера Андреаса Мерц-Райкова только повод для размышлений: как высокоразвитая Европейская цивилизация, создающая шедевры мировой культуры, стала источником такого безумного количества горя и человеческих смертей? От сцены зрители отделены рядами пластиковых манекенов. И каждый герой спектакля не живой человек, а в первую очередь персонаж в определенной маске. Несмотря на трагические ситуации, зрителю нет нужды сопереживать и быть вовлеченным. Нужно просто наблюдать и расшифровывать яркие архетипические символы и коды спектакля. Скелет, река, красные и черные воздушные шары позволяют открыть каждому зрителю свои дополнительные смыслы. Я увидела в танцующих белых лебедях утонченную Вену 19 века с ее вальсами и богатой культурной жизнью. А превращение лебедей в свиней, заигрывающих с мясником, для меня стало символом Австрии заигрывающей с Германией. Гигантская обезьяна как символ животных страстей, которые выше обычного человека, ее барабан всего лишь арена, где люди страдают не способные укротить свои звериные инстинкты. Но режиссер только намекает нам, оставляя простор для трактования. «На лоне природы человек может позволить себе все!» И действительно в спектакле есть место не только трагедии и драме. Маниакальный садизм мясника Оскара, фанатичная безапеляционность юного немца Эриха выглядят гротескно и комично. Как и поведение остальных персонажей, которых часто пытаются сравнить с животными. Они надевают маски, играют в фанты, издавая звериные звуки, часто как попугаи пользуются готовыми клише. «Любовь», «Бог» «мораль» «примирение», только слова в штампованных фразах. Их изначальное значение и смысл выворачиваются наизнанку и становятся противоположностью. Кроме огромной обезьяны в спектакле все время присутствует образ какой-то большой влиятельной силы. «Что человек? Лишь песчинка перед лицом вечности. Винтик в жерновах судьбы. Капля на раскаленном камне. Песок на наковальне мировой истории». Говоря о любви Бога, каждый представляет ее по-своему. Оскар рассуждает о любящем Боге-мучителе «кого Бог любит, тех он проверяет, тех испытывает». Марьянн ждет справедливой любви от Бога-отца «Если и есть любящий Бог... Что ты задумал на мой счёт, Отец Всевышний? Господи, я ведь такая, как и все, я ведь не многого хочу от жизни, я — не плохой человек – ты меня слышишь?» А в финале мы понимаем, что эта любовь значит смерть. «Господь Всемогущий любит неповинных деток» читает в письме хозяйка табачной лавки Валери. И мы все так же обречены на этот «хэппи-энд», на эту любовь Бога, как Марьянн, которая не в силах уйти от любви Оскара. С одной стороны, спектакль «Сказки Венского леса» поставлен вне традиций русского психологического театра и дает новые впечатления для постоянных поклонников. С другой стороны, вечные темы и узнаваемые образы дают шанс разобраться в происходящем даже не подготовленному зрителю.

Людмила

05 августа 2019

Дорогие друзья! Посмотрела афишу и нашла, что 29 августа в театре будут давать "Сказки Венского леса". Его и искала, хочется пересмотреть. Я была на премьере, была под впечатлением и хорошей игры, и сложного, непрямолинейного сюжета. Хочется таких сюжетов! Совсем немного информации перед спектаклем о времени и месте, в котором происходит действие и ключ взят. И сразу все складывается и объяснимо! Небанальный, динамичный, с прекрасной игрой наших любимых актеров, спектакль! Если позволите совет, составьте свое мнение об этой работе! Посмотрите! Илона прекрасна! Привет всем друзьям-тетралам!!!

Бородина Елена

27 июня 2019

Сходила на закрытие сезона. Не пожалела о проведенном времени! Одна из многих удачных постановок. Были моменты непонимания (использование живого поросенка на сцене, например) , но в общем картина спектакля понравилась! Хороший актерский ансамбль! И фееричное окончание сезона - с квартетом музыкантов, "живыми персонажами" , гуляющими в фойе, картинками "советской" хроники, летящими па танцующей пары и, наконец, блестящим фейерверком актеров театра и блестящей мишуры! Спасибо за сезон!

Ольга Часовских

02 мая 2019

Спектакль-восторг! Актёры, включая поросеночка, на высоте. На одном дыхании наблюдала, как идиллия обращается адом. А кукольная мартышка с тарелочками начинает напоминать инфернальное чудовище с красными мигающими глазами-стратоскопами. Спасибо вам огромное за столь масштабную духовную перезагрузку.

Иван Краснов

25 апреля 2019

Охота пересмотреть! Декорации - класс! Игра актёров на высоте! Есть необходимый нерв в их работе. Это спектакль-праздник!

Анна

15 апреля 2019

Прекрасный спектакль! Море эмоций и впечатлений!! И плакали, и смеялись, и переживали за героев, и радовались за них. Очень талантливые актеры! Особо хотелось бы выделить Илону Литвиненко , Андрея Ковзеля , Полину Зуеву и Анатолия Ногу!! Огромное спасибо режиссёру за такую чудесную работу! ВЫ ЛУЧШИЕ!!!

Ольга Чернышова

11 апреля 2019

Смотрела спектакль "Сказки Венского Леса" несколько раз и с каждым разом этот спектакль мне нравится больше чем когда я его видела первый раз. Интересно наблюдать за игрой артистов. Мне больше всего понравились Андрей Ковзель и Илона Литвиненко, Александр Шрейтер, Владислав Сарыгин, Анатолий Смирнов! Они играли свои роли просто супер!

Злой Критик

02 апреля 2019

Добрый день. Перед началом спектакля в фойе была создана атмосфера. Ходили молодые люди в костюмах начала XX века. Прекрасно танцевали дети. Однако когда я погрузился в театральное действо, то все получилось с точностью до наоборот. Друзья этот спектакль ужасен!!! Постоянные кривлянье артистов на сцене видимо должно было изображать гротеск и буффонаду. Но это было не смешно. Вообще комедия - это самый сложный жанр. Но вы наверное это знаете. Диалоги - это отдельная тема. Просто через 15 мин. становится не интересно слушать весь этот бред. Там где хотелось сопереживать главным героям, сопереживания не было. Отдельные слова "благодарности" сценаристу. Этот сценарий ... не сценарий. Может быть актеры и справились со своими задачами, но сама постановка абсолютно не впечатлила! Конечно - это мое субъективное мнение. Но оно имеет место быть. Отдельного внимания заслуживают нацистские выкрики лысого юноши в шортах! Друзья - это даже не школьный КВН! Отец, которого парализовало и он внезапно исцелился. Что это!? Теперь у нас у всех все будет хорошо! А правда будет? Как сказала Галина Волчек, спектакль должен "катапультировать" зрителя из уютного кресла в свой мир. Мир переживаний, чувств, эмоций. Он должен заставлять задумываться и сопереживать. Этот спектакль вызвал у меня лишь одну эмоцию - недоумение. Так не должно быть! Это не театр, друзья, а игра в театр! И закончить свой отзыв хочу словами классика - "Не верю"! Спасибо за внимание.

Попова Мария

31 марта 2019

Очень интересная новая постановка. Как всегда игра актёров потрясающая. Декорации очень красиво дополняют сюжет :) нам понравилось.

Наталья

31 марта 2019

Очень понравился спектакль! Два с половиной часа пролетели, как один миг! Можно было и посмеяться, и погрустить! Великолепная игра наших актеров! Блестяще играли все! Отдельное спасибо шикарной, бесподобной Валери в исполнении Илоны Литвиненко! глаз не могла отвести! Очень убедительна Полина Зуева в образе Марьян, верила каждому ее слову! И,конечно, неповторимым Анатолию Ноге, Андрею Ковзелю и Александру Шрейтеру! Огромное спасибо всем артистам!

Юлия

30 марта 2019

Спектакль не для всех, после первого акта часть зрителей ушла. Вторая часть была лучше первой и по игре актёров, и по развитию сюжета, и по динамике в целом. Общее впечатление - неплохое произведение, но постановка слабовата.

Елена К.

30 марта 2019

Спектакль Сказки венского леса (сцены из народной жизни) Это и есть "европейская" постановка? Это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО комедия? Непривычный формат? заигрывание, беготня по залу-это и есть попытка вовлечь зрителя в происходящее на сцене? кривляние, странные маски, русские (почему русские?) песни в пивнушке в исполнении пьяного бюргера в 1931 году, страшнючая обезьяна (наверное -это и есть символ страшной, безрадостной действительности, депрессии побежденных(Ротмистр) и наступление фашистской эры(Эрик) )? Только актеры, замечательные артисты Новокузнецкого драматического театра могут сделать из ничего пусть не конфетку, но ..., что бы хоть не жалеть о потерянном вечере. Это и по-своему добрая, одинокая и беспутная тетка Валери (шикарнейшая Илона Литвиненко). Все мужики живут за ее счет, ее же и обворовывают и при этом делают "честную" физиономию- я все подсчитал и записал до последнего фартинга, и я все тебе верну-потом...наверное. Это и Марьянн (Полина Зуева)-одной ей только искренне сочувствуешь, жалеешь, сопереживаешь. Сначала просто хорошая. послушная и правильная девочка, затем влюбленная девушка, поверившая в любовь и готовая бороться за нее. Не понимая, что мужчина, которому отдает свою судьбу, жизнь-альфонс, уже готов ее предать и продать ( замечательный Александр Шрейтер). В конце спектакля-это сломленная, "мертвая" женщина. Мясник Оскар (блистательный Андрей Ковзель, в очередной раз поразивший своей игрой) с неловкой походкой, с тихим слащавым голосом по-настоящему страшен. Паук в засаде, терпеливо плетущий сети и поджидающий жертву. И в финале Оскар уносит, как сломанную марионетку, Марьянн в темноту. Страшные сказки на ночь, под искрящуюся музыку венского вальса. Отдельное спасибо балетной группе за прекрасное исполнение танцевальных номеров Если из драмы, с величайшей натугой не пытаться сделать не пойми что, то и спектакль получится и не формат не понадобится. Второй раз на спектакль не пойду.

Наталья В.

28 марта 2019

Побывали сегодня на премьере, как раз в День Театра. Спектакль в-общем понравился. Хорошая игра актёров, органично оформление сцены, хорошая постановка танцевальных балетных номеров и хорошее их исполнение, за что актёрам Браво и низкий поклон. Шикарная Илона Литвиненко, как всегда, поразила своей игрой. Многогранна актриса, не даёт отвести от себя взгляд. Анатолий Нога также блестяще сыграл отца главной героини, искренне сопереживали ему. Вообще спектакль получился очень гармоничным. И музыка, и современные решения, все очень сочеталось. Спасибо большое Театру и его актёрам за незабываемые ощущения во время и после постановки.

Татьяна

28 марта 2019

27 марта в День Театра пришли на премьеру "Сказки Венского Леса" всей семьей. С первых минут становится понятно, что пьеса неординарная, так как написана она малоизвестным в России драматургом, а спектакль ставил не российский режиссер. Спектакль очень понравился. Он необычный, многогранный, интересный. Сильная и потрясающая игра наших Новокузнецких актеров, таких как- Илона Литвиненко, Анатолий Нога, Полина Зуева, Андрей Ковзель, внесли особый шарм в этот спектакль. Очень понравилась игра детей в этом спектакле. Особенно красивая маленькая девочка Ида, которая так тонко и гармонично вписалась в этот образ. Удивляюсь, где наш театр берет таких детей с замечательной дикцией и артистичностью. Характеры героев в спектакле раскрыты очень глубако. Смотришь и находишь сходство героев с людьми, которые тебя сейчас окружают. Считаю, что такой спектакль нужен современному зрителю. Это рассказ о том, что не все в жизни должны решать деньги и выгода. Спасибо актерам! Спасибо режиссеру!