За актером на край света
27 Августа 2021
Мария Кожина, театральный критик, театровед: Илона Литвиненко — украшение любого спектакля, потому что ее возможности если не безграничны, то уж точно — велики. Она может участвовать в спектаклях, где требуются отстраненность, выверенный пластический рисунок, механизированная интонация или ее отсутствие, а может создавать точные подробные психологические образы, выстраивать внутреннюю жизнь своих героинь и вести зрителя за их историями. В ее ролях проявляется все многообразие женского: проницательность, хитрость, таинственность, доходящая до гротеска, эмоциональность, чувственность, эмпатия и материнская забота.
Например, Валери в «Сказках Венского леса» Андреаса Мерца-Райкова самоотверженно ищет любви, но в любви превращается в тирана и подчиняет волю другого. Зловещая Прасковья в спектакле «Нос» Михаила Лебедева пугает майора Ковалева оскалом и паучьей пластикой, вместе с другими становится его кошмаром. Одна из моих любимых ролей — роль Женщины в спектакле «Корова» Ангелины Миграновой и Родиона Сабирова. Безмолвная героиня Литвиненко — жена Андрея Платонова, который в разлуке пишет ей письма, и мать арестованного Платона, отправленного в Норильлаг. Но здесь же и она сама — женщина, жена и мать — стоит на сцене между своими мужем и сыном и переводит любящий взгляд с одного на другого, и это настоящее просвечивает через судьбы героев.